Как мы делаем Маркеты Местной еды экологичнее
«Мы копались в кучах мусора, отмывали его, чтобы сдать на переработку. Никто не верил, что мы доведем это дело до конца»
Осенью 2019 в Москве прошел наш 43-й Маркет Местной еды. Мы решили уменьшить количество мусора, и в итоге провели целый день, отмывая этот мусор. В статье рассказываем, почему все это оказалось чертовски сложно и рассказываем, что будем делать дальше.

Почему мы в это ввязались?

Когда мы только начали делать маркеты, хотели дать возможность людям, которые мечтают открыть свое кафе, сделать это. И этой цели достигли. В прошлом году мы с командой провели стратегическую сессию, чтобы понять, чего хотим дальше. И стало очевидно, что наша цель уже — не столько дать возможность открыть свое кафе, сколько сформировать новое поколение осознанных предпринимателей. Тех, которые собственным бизнесом меняют мир и людей к лучшему. Это про экологичное отношение к себе, гостям, людям, которые на тебя работают, к процессам, времени и продукту. И, конечно, встал вопрос про экологичность по отношению к планете.
Маркеты по своему функционалу, работая с уличной едой, производят много одноразовой посуды и другого мусора
Пластик — прочный материал, который может служить нам 300-400 лет (точнее никто не знает, ведь первая пластиковая бутылка все еще не разложилась). А мы привыкли использовать этот долговечный материал для сиюминутных нужд, чтобы отправить его на свалку через десять минут после использования.

Каждый маркет — это:
  • 35-40 проектов
  • 250-300 гостей на точку за два дня
  • более 4 000 одноразовых стаканчиков за выходные
  • около 1 000 соломинок
  • более 7 000 одноразовых тарелок и приборов

    С чего начали?

    Основатель «Местной еды»
    НАСТЯ КОЛЕСНИКОВА
    Год назад я предложила потребовать у всех участников маркета убрать пластиковую посуду и сделать «экологичные» бумажные стаканчики. А потом узнала, что они — самое большое зло. Если бумажный стакан — с ламинацией внутри (например, для горячих напитков) для его переработки нужен специальный полигон. Земля, на которой могла расти травка, превращается в зацементированное поле, на котором лежат наши стаканчики. Мало похоже на экологичный подход.

    Мы стали изучать этот вопрос и поняли, что у нас есть какие-то невероятные фантазии на тему экологичности, и мы многого не знаем. Можно убрать бумажные стаканчики, поставить ящики для разбора мусора, но на самом деле это просто какой-то милый пиар. Надо реально копаться глубже и строить систему, которая будет работать.

    Поэтому в этом году мы предложили Лене Володиной стать нашим эко-ревизорро, консультантом по экологичности на маркете. Она очень дотошна, хорошо разбирается в этой теме и сильно нам помогла. Лена дала очень классную концепцию. Она была очень логичной, но я почему-то о ней не думала.
    Наша концепция
      Дело не в том, что мы собираем мусор и перерабатываем. Переработка — тоже нагрузка на планету и экологию. Все равно нужно строить заводы, делать полигоны. А значит, нам нужно не просто перерабатывать, а уменьшать количество отходов в принципе.

      1. Отказываемся от одноразовых вещей, используя многоразовые
      2. Все, что не может быть многоразовым, максимально перерабатываем

      Отказ от одноразовых стаканчиков

      Организатор Маркетов Местной еды
      АННА ВОЛОЩЕНКО
      .
      Первое, что мы сделали — отказались от одноразовых стаканов. На маркете работала стойка, где гости могли взять стакан, оставив в залог 100 рублей. Поле маркета стакан можно было забрать с собой или вернуть на стойку и получить залог обратно.

      Мы реализовывали эту идею совместно с капшерингом Happycup. Это стоило нам 95 000 рублей:

      • Брендировали 500 стаканов объемом 400 мл — 45 000 рублей
      • Обслуживание и сервис во время мероприятия — 50 000 рублей (мойка для стаканов, один домик для сдачи грязных стаканов, еще один, где можно брать чистые стаканы)

      Вроде просто, но возникли сложности. У Happycup в этот день не было терминала — в залог можно было оставить только наличные, а многие их с собой уже не носят. В итоге некоторые участники теряли прибыль, потому что часть гостей уходила к другим — тем, кто наливал в одноразовый пластик. Это реально вопрос и наша задача — придумать, как сделать для всех все удобно.

      Раздельный сбор мусора

      Мы решили, что будем сортировать мусор и сдадим его на переработку в «Собиратор». Установили небольшую площадку сбора перерабатываемых отходов (одежда, обувь, пластик, стекло), поставили рукомойник, чтобы отмывать пластик от еды, иначе его не принимают. Но облажались.

      У нас не хватило времени, чтобы везде сделать точки раздельного сбора мусора и в первый день около столов мы поставили общие урны. В итоге к концу дня у нас была гора несортированного мусора.

      Мы отвезли мусор на наш склад. На следующий день маркет продолжался, мы должны были присутствовать там. А мусор со склада надо было убирать. Поэтому мы нашли на Youdo семью из Азии, которая целый день перебирала последствия нашего праздника. Они своими руками разобрали два восьми-кубовых контейнера с тарелками, приборами, стаканами, трубочками и бутылками.
      Это сильно нас впечатлило — мы сделали так, чтобы этот мусор появился, а кто-то другой его перебирает
      Так происходит не только на маркете
      Когда нам лень сортировать мусор, и мы кидаем все вместе, кто-то своими руками разбирает этот мусор за нами. Мы были на экскурсии в цехе по сортировке мусора «Эколайн».

      • На сортировке мусора в смену работает 86 человек.
      • Всего 300 человек.
      • Оклад рабочего — 30 000 рублей в месяц плюс бонусы за качественную сортировку.

      Целый день эти люди разбирают наш мусор.
      Итак, наши помощники рассортировали мусор, но большая его часть была очень грязной, и у нас его не хотели принимать — такие правила в «Собираторе». Тогда мы нашли ближайшую мойку и целый день мыли свой мусор.

      Наши траты на этом этапе — 6 500 рублей:

      • 3 500 рублей — за то, что весь день тратили воду
      • 3 000 рублей — за то, что заполнили контейнер мусором, который не перерабатывается

      Это был тяжелый день. Никто не верил, что мы доведем дело до конца. Ребята в «Собираторе» не ждали нас обратно, но мы справились.
      Десять мешков пластиковых стаканов и посуды, пять мешков стекла, по одному мешку соломинок и крышечек — вот что удалось сдать на переработку

      Какие выводы мы сделали

      • Порционные соусники тяжело отмывать
      • Фестивали генерируют много неперерабатываемого мусора. Например, стаканы от лимонада PP-1, эко-посуда (в России нет условий для ее переработки), эко-приборы, огромная часть пластиковой посуды, влажные салфетки
      • Не все готовы поддержать наши инициативы: некоторые гости — мыть посуду и думать, что куда выкидывать, участники — объяснять, как важна экология и зачем нужно брать HappyCup, а также делать раздельный сбор
      • Гости торопятся и не смотрят, что куда кидать
      • Чтобы отмыть многоразовые стаканы, нужна система

      Системные решения

      • Раздельный сбор мусора
      • Наймем мойщиц и цех, пока не сделаем систему, когда гости сами все классно очищают и сортируют
      • Уменьшим количество упаковки, которая не перерабатывается: делаем список рекомендованной упаковки для участников, ставим мойки, чтобы мыть, поддерживаем движение My cup, please и всем гостям предоставляем скидку 10% на напитки и еду, если они приходят со своими чашками и контейнерами
      • Постепенно будем переводить все на многоразовую посуду. Наша мечта — сделать маркет без одноразовой посуды и упаковки

      Что дальше

      Наша миссия — создать новое поколение предпринимателей и потребителей, которые улучшают планету, а не разрушают ее. И речь не только про мусор, а про осознанный подход к жизни, про то, чтобы мир вокруг тебя становился лучше во всех сферах.
      В 2020 году мы делаем все наши проекты этичными и экологичными:

      • Запускаем школу экологичного фастфуда
      • Разрабатываем мобильную зону переработки для своих маркетов и в аренду другим мероприятиям
      • Создаем систему переработки для ресторанной индустрии
      Если вам нужна помощь в организации экологичного фудкорта на мероприятии, пишите на
      market@locallocal.ru

      Нам важно ваше мнение

      Оставьте комментарий — давайте обсудим тему.

      Подпишитесь на новые статьи